В чем заключается правовая охрана земель

Земля относится к наиболее важным природным ресурсам, поэтому находится под особой охраной государства. Действия, ведущие к деградации или загрязнению участков, недопустимы, так как это влияет на главное качество ресурса — потенциальную плодородность. Для предотвращения правонарушений и контроля за использованием и предусмотрена правовая охрана земель.

Правовая охрана земель

Понятие охраны земель

Под охраной подразумевается некий комплекс действий государственных органов, муниципальных образований, юридических лиц и граждан с целью сохранить земли как природный ресурс и ключевой компонент окружающей среды.

Учитывая правовой статус и исключительную ценность необходимо принимать все меры, препятствующие нарушению сохранности земли:

  • загрязнению,
  • деградации,
  • опустыниванию,
  • заболачиванию и иным негативным факторам.

Таким образом, охрана земель — это система правовых мер, принимаемых землевладельцами, землепользователями, собственниками и арендаторами наделов для предотвращения негативного воздействия на земли, а также их контроль органами государственной и муниципальной власти.

Законодательное регулирование охраны земель

Рамки правового регулирования охраны ресурса обозначены в гл. 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ). В ней определены цели, содержание и особенности охранных действий.

Правила проведения мероприятий в отношении сельскохозяйственных наделов прописаны в Федеральном законе от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

В Федеральном законе от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» говорится о важности обдуманного, безопасного воздействия на окружающую среду, устанавливаются особые режимы охраны отдельных объектов.

Некоторые положения, касающиеся таких мер как рекультивация и консервация, прописаны в Постановлении Правительства РФ от 10.07.18 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» (далее — постановление № 800).

Земельный кодекс РФ

Цели правовой охраны земель

Охрана земельных ресурсов направлена на достижение следующих целей:

  1. Профилактика деградации, загрязнения, порчи, истощения, уничтожения земель и почв, иного негативного воздействия человека, а также ликвидация их последствий.
  2. Обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на сельскохозяйственных участках.
  3. Мониторинг процесса улучшения качества почвенного покрова.

Итак, суть охраны состоит в сохранении и поддержании природных свойств земли путем ограничения отрицательного воздействия на нее человека.

Основные способы правовой охраны

Для защиты ресурса государство разработало несколько рычагов воздействия:

  • восстановление первоначального состояния поврежденного участка;
  • признание законных прав на надел;
  • пресечение действий, нарушающих интересы собственника, владельца и пользователя земли.

Кроме этого, на собственников и арендаторов возлагаются следующие обязанности:

  1. Воспроизводить плодородие сельскохозяйственных земель.
  2. Защищать сельхозугодия от зарастания сорняками, деревьями и кустарниками.
  3. Беречь уровень мелиорации надела.
  4. Вести защиту земель от:
  • подтопления, заболачивания;
  • водной и ветровой эрозии, селей;
  • вторичного засоления;
  • иссушения или уплотнения;
  • загрязнения химическими элементами и микроорганизмами;
  • засорения отходами производства и потребления.

Государственный земельный контроль

Тонкости охраны земель

В реализации охранных мероприятий важную роль играет проверка соответствия почв санитарно-гигиеническим требованиям и нормам, касающимся предельно допустимых концентраций вредных веществ.

Оценка состояния земель осуществляется на основе результатов экологической экспертизы.

Для предупреждения деградации почв разрешена их консервация, то есть временное изъятие участков из оборота. Эта же процедура может применяться и для восстановления свойств почвы. Особенности ее применения закреплены в постановлении № 800.

Особенности охраны сельскохозяйственных и лесных земель

Учитывая значимость земель сельскохозяйственного и лесного фондов для человека, планированию охранных мероприятий уделяется особое внимание. Нельзя допускать, например, чтобы участки подвергались загрязнению химическими веществами, ведь они утратят пригодность для производства и продажи сельскохозяйственных товаров.

Состояние сельскохозяйственных участков, почва на которых повреждена в результате деятельности человека, следует восстанавливать с помощью рекультивации. Процесс восстановления плодородного слоя земли состоит из двух этапов:

  • технический — снятие непригодного слоя почвы и нанесение нового;
  • биологический — улучшение свойств ресурса: биохимических, агрофизических и других.

Среди рассматриваемой категории участков особой охране подлежат сельскохозяйственные угодья: пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями.

Охрану лесов регулирует Лесной кодекс РФ. Поскольку защита этих земель неразрывно связана с контролем безопасности самого леса, территорию берегут от загрязнений, деградации, порчи, пожаров. Большое внимание уделяется дальнейшему воспроизведению лесов.

Государственный контроль охраны земель

Функция охраны непосредственно связана с государственным надзором. При этом система объединяет три уровня контроля: государственный, муниципальный и общественный.

Государственный земельный надзор ведут должностные лица Росреестра. Среди его целей следует перечислить:

  • предупреждение, выявление и пресечение незаконных действий с помощью проведения проверок;
  • принятие мер по устранению последствий нарушений;
  • мониторинг соблюдения норм земельного законодательства.

Муниципальный контроль представляет собой проверку соблюдения норм федерального, регионального и муниципального законодательства в пределах данного образования.

Общественный контроль — это деятельность добровольных объединений, негосударственных некоммерческих организаций и граждан. Ее цель состоит в наблюдении за работой государственных и муниципальных органов, связанной с принятием решений относительно земельных прав и интересов граждан, юридических лиц. Кроме того, этот вид контроля создан для анализа и общественной оценки нормативно-правовых актов и решений по земельным вопросам.

Проверка использования земель

Пресечение земельных правонарушений

Результат охраны — своевременное предотвращение незаконных действий, устранение их причин и условий. Но главной составляющей деятельности ответственных органов является пресечение земельных нарушений.

На нарушителей налагается ответственность в порядке, установленном законодательством. Для этого уполномоченные органы:

  1. Выявляют факт загрязнения, осушения, заболачивания или других деяний.
  2. Фиксируют нарушение.
  3. Возбуждают соответствующий вид производства.

Привлечение к уголовной или административной ответственности не освобождает нарушителя от обязанности устранить последствия действия (бездействия) и возместить причиненный вред.

Виды ответственности за нарушения

Действия, предпринимаемые в рамках правовой охраны земель, зависят от типа правонарушения. Под последним принято понимать деяние, нарушающее нормы земельного законодательства, вследствие которого наносится ущерб природным ресурсам, здоровью людей и состоянию окружающей среды.

За земельные правонарушения предусматриваются 3 вида ответственности:

  • дисциплинарная. Налагается на должностных лиц, если их деятельность привела к нарушению организации земельных норм;
  • административная — за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, сокрытие экологической информации, нарушение правил применения пестицидов и агрохимикатов. Полный перечень приводится в КоАП РФ;
  • уголовная — за порчу земли (ст. 254 Уголовного кодекса РФ).

Особенности возмещения вреда

В соответствии с п. 1 ст. 62 ЗК РФ, убытки, причиненные нарушением правил обращения с землей, а также ущемлением прав собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов, должны быть возмещены в полном объеме.

Компенсации подлежит и упущенная выгода.

Желательно, чтобы нарушитель возместил нанесенный ущерб в добровольном порядке. В противном случае пострадавший инициирует судебное разбирательство.

По решению суда может быть назначена компенсация последствий в натуре, то есть путем выполнения работ своими силами или за свой счет. Например, если дело касается нарушения качества земель, то виновного обяжут восстановить плодородие почв.

Акт о нарушении земельного законодательства

Выводы

Правовая охрана земель представляет собой деятельность государственных и муниципальных органов, направленную на профилактику, предотвращение и пресечение земельных правонарушений. Особое внимание уделяется защите от повреждений плодородных почв, обеспечивающих человека необходимыми для жизни ресурсами.

При выявлении нарушения на виновника налагается административная, уголовная или дисциплинарная ответственность. Он также должен возместить вред, повлекший за собой негативное влияние на качество земли.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 2,50 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Правовая и социальная помощь, все о жилищном праве, информация по Госуслугам