Государственный земельный надзор в Российской Федерации

В соответствии с отечественным законодательством, земля и ее ресурсы являются основным достоянием народа. Также она имеет особую социальную ценность как недвижимость. Чтобы контролировать справедливое распределение и целевое использование земель, ведется государственный земельный надзор. Рассмотрим, что он собой представляет и каким образом реализуется.

Государственный земельный надзор

Понятие надзора

Под государственным земельным надзором понимают деятельность уполномоченных государством органов, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований земельного законодательства РФ. При этом не имеет значения, кто совершает такие правонарушения: государственные или муниципальные органы, юридические или физические лица.

Земельный контроль – это важная управленческая функция. Он применяется в отношении правовых положений, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность. К основным его задачам можно отнести:

  • организацию и проведение проверок;
  • принятие предусмотренных законодательством мер по наблюдению за исполнением земельных норм;
  • анализ текущей ситуации;
  • прогнозирование их исполнения в дальнейшем.

Земельный надзор и контроль за использованием земель направлены также на принятие мер по пресечению и устранению негативных последствий, которые возникли в результате правонарушения. Эта традиционное правовое средство уже многие годы существует в Российской Федерации.

Уполномоченные органы и поднадзорные лица

Функция контроля возложена на уполномоченные Правительством государственные органы, а также их должностных лиц. Рассмотрим детальнее, кто осуществляет государственный земельный надзор в 2019 году:

  • Росреестр;
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);
  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор);

Должностным лицам, которые имеют право исполнять контролирующую функцию, выдается подтверждающее удостоверение.

Всю информацию относительно исполнения их обязанностей можно получить в территориальных подразделениях перечисленных органов при личном посещении, по телефону или на официальных веб-ресурсах, к которым относится:

  • сайт гос зем надзора;
  • федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Методы осуществления контроля

Земельный кодекс РФ выделяет следующие виды земельного контроля:

  • муниципальный,
  • общественный,
  • производственный.

Каждый из этих видов будет рассмотрен более подробно ниже.

Выделяют также несколько форм надзора. Так, государственный земельный контроль осуществляется в форме:

  1. Проведения плановых и внеплановых проверок.
  2. Систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства. Оно осуществляется путем административного обследования объектов, анализа правовых актов и решений, принятых органами государственной власти и местного самоуправления.
  3. Принятия мер по пресечению правонарушений или устранению их последствий.

Осуществление земельного контроля

Объекты проверок

Организация контроля за охраной и использованием земель в РФ предусматривает проверку:

  • земельных участков,
  • частей земельных наделов;
  • земли как природного объекта и ресурса.

Все объекты надзора можно поделить на две группы: общие и непосредственные. К первой относят землю как часть земной поверхности, которая рассматривается в качестве природного объекта и важного ресурса.

Под непосредственным объектом понимается конкретный земельный участок или его часть. Он должен быть индивидуализированным, то есть иметь четко установленные границы, размеры и местоположение.

Помимо этого, объектом контроля может выступать отдельно взятая категория земель или их часть, поскольку территории подразделяются по своему целевому назначению. Сюда можно отнести, например, земли:

  • сельскохозяйственного назначения;
  • населенных пунктов;
  • водного, лесного фонда;
  • другие категории, установленные российским законодательством.

Управление Росреестра как органа государственного надзора

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии – это орган исполнительной власти широкой компетенции. В рамках рассматриваемого вопроса полномочия Росреестра в сфере земельного надзора включают в себя:

  • контроль за исполнением запрета самовольного занятия земельных участков, использованием наделов без правоустанавливающих документов и разрешений, позволяющих вести хозяйственную деятельность;
  • надзор за соблюдением порядка переуступки права пользования угодьями;
  • контроль за целевым использованием земли в зависимости от ее принадлежности к той или иной категории;
  • контроль за соблюдением требований о наличии и сохранности межевых знаков границ участков;
  • установление порядка предоставления данных о состоянии земель;
  • исполнение предписаний по вопросам земельного законодательства;
  • устранение правонарушений в данной сфере.

Обязанности Росреестра по земельному контролю достаточно широки. Орган действует на основании ряда подзаконных актов, таких как:

  • Указ Президента РФ от 25.12.2008 № 1847 (о Росреестре);
  • Постановление Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 (о Росреестре);
  • Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 28.02.2011 № П/52 (об утверждении регламента органа).

Отдел государственного земельного надзора управления Росреестра есть в каждом регионе.

Управление Росреестра

Результаты деятельности Росреестра

По результатам произведенного контроля сотрудники органов Росреестра составляют акт проверки. В случае выявления каких-либо нарушений к нему прилагается предписание об устранении данных нарушений с указанием сроков, отведенных на их ликвидацию.

В отношении виновных лиц составляется протокол об административном правонарушении.

Особенности муниципального контроля

Как отмечалось выше, существует несколько видов земельного надзора. Для начала выясним, что такое муниципальный земельный контроль. Он представляет собой деятельность органов местного самоуправления по отслеживанию соблюдения требований законодательства в сфере земельных правоотношений. Придерживаться этих норм обязаны все:

  • органы государственной власти и местного самоуправления;
  • юридические лица;
  • граждане;
  • индивидуальные предприниматели.

Предмет муниципального земельного контроля – это соблюдение перечисленными категориями лиц и организаций установленных требований законодательства на конкретно взятой территории и выполнение предписаний органов государственного надзора. Объектами проверки являются не только земельные участки, но и их части, расположенные в пределах компетенции муниципального контролирующего органа.

Муниципальный контроль за использованием земель осуществляется согласно нормам федерального законодательства и положениям местных нормативно-правовых актов. Он вверен органам местного самоуправления территориальных единиц:

  • округа, если объекты расположены в его границах;
  • поселений, в случае, когда объекты находятся в пределах городских поселений;
  • муниципального района, если объект расположен на межселенной территории или в пределах сельских поселений, которые входят в состав данного района.

Муниципальный земельный контроль

Права и обязанности органов муниципального надзора

Земельный контроль органами местного самоуправления проводится с целью сбора наиболее полных и актуальных данных, которыми в дальнейшем смогут воспользоваться другие государственные органы для пресечения земельных правонарушений. Благодаря этим действиям обеспечивается рациональное использование природных ресурсов, а процедура учета и контроля становится максимально прозрачной и открытой.

Органы местного самоуправления городского округа осуществляют земельный надзор путем реализации своих полномочий, в круг которых входит:

  • соблюдение норм использования земель, их целевого назначения;
  • исключение самовольного захвата земель и их использования без необходимой документации;
  • сбор достоверной информации о состоянии участков;
  • предотвращение порчи земель сельскохозяйственного назначения;
  • совершение действий, направленных на улучшение угодий;
  • расстановка и обеспечение сохранности знаков размежевания;
  • контроль за исполнением предписаний по устранению правонарушений;
  • приведение участков в состояние, позволяющее использовать их согласно целевому назначению.

Процедура осуществления контроля

Порядок проведения муниципального надзора предполагает осуществление инспекторских проверок согласно установленному плану работ. Основанием для этого служит распоряжение руководства уполномоченного органа.

Внеплановые мероприятия могут проводиться в случае:

  • обнаружения данных, которые подтверждают факт нарушения земельного законодательства;
  • необходимости проверки выполнения предписаний;
  • получения от государственных органов или местной администрации, физических или юридических лиц сведений о нарушении норм земельного законодательства.

Согласно регламенту, муниципальный земельный контроль в отношении физических лиц проводится не чаще, чем раз в два года. Проверки юридических лиц осуществляются по истечении срока, отведенного на устранение нарушений, или при поступлении сведений о совершаемом правонарушении.

Как отмечалось выше, проверки проходят в соответствии с установленным планом, который утверждается на определенный год. План проверок физических лиц по муниципальному земельному контролю, а также юридических лиц, составляют местные органы власти.

По результатам проверки составляется акт. В нем содержится информация о виновности или невиновности проверяемых лиц, а также о привлечении их к административной ответственности.

В качестве дополнений к акту могут прилагаться фотографические таблицы, замеры площади и другие доказательства, подтверждающие факт правонарушения.

Для эффективного выполнения своих обязанностей уполномоченные органы составляют проверочные листы по муниципальному земельному контролю. В этот документ входит список вопросов, ответы на которые следует получить в рамках одной проверки.

Особенности общественного надзора

В земельном законодательстве содержится понятие общественного и производственного надзора. Второй тип контроля представляет собой действия собственника земельного участка, землепользователя, владельца или арендатора в ходе осуществления ими хозяйственной деятельности. Эти лица самостоятельно осуществляют производственный контроль в области использования и охраны земель.

На последней разновидности надзора предлагаем остановиться подробнее.

Общественный контроль за земельными участками

Суть и функции общественного контроля

Общественный контроль – это деятельность граждан и негосударственных некоммерческих объединений, целью которой является наблюдение за работой органов власти и местного самоуправления в сфере земельных правоотношений, затрагивающей интересы физических и юридических лиц.

Такой надзор выполняет следующие функции:

  • информационную. Предполагает сбор данных о недвижимости, которая находится под контролем у ведомств;
  • предупредительную. Предотвращает правонарушения;
  • карательную. Способствует выявлению правонарушений и привлечению виновных лиц к ответственности.

Субъекты общественного надзора

Согласно положениям законодательства, общественный земельный контроль осуществляется гражданами, общественными объединениями и иными некоммерческими организациями.

Главное условие проведения общественного надзора – отсутствие государственного финансирования.

Особенности процедуры

Как показывает практика, чаще всего общественный контроль начинается уже на этапе составления планов по распределению участка, его зонированию, определению объектов, которые будут расположены на нем, и выбору получателя надела.

Этот вид контроля осуществляется в самых разных формах, даже тех, которые четко не установлены законодательством.

В некоторых случаях общественники могут воспользоваться более широкими полномочиями, например, инициировать проведение независимой экологической экспертизы. Для этого необходимо подать соответствующее ходатайство в муниципалитет.

Результаты надзора

В случае выявления правонарушений граждане и общественные объединения обращаются в муниципальный орган, который на основании полученных данных обязан провести проверку.

Если факт нарушения положений закона подтвердится, компетентный орган оформляет предписание и административный протокол. Виновные лица привлекаются к ответственности.

Что такое правовая охрана земель

В соответствии с земельным законодательством, землю нужно охранять как основу жизни и деятельности людей, которые на ней проживают. Система контроля за использованием и охраной земель преследует две основные цели:

  1. Предотвращение загрязнения, деградации и ухудшения состояния земель, в том числе в результате воздействия на них хозяйственной деятельности.
  2. Улучшение и восстановление угодий, которые подверглись негативным последствиям.

Для этого собственники, арендаторы и пользователи проводят целый ряд мероприятий. К базовым действиям относится мелиорация, рекультивация и консервация земель.

Выводы

Государственный земельный надзор – важная функция уполномоченных органов. Она состоит в сборе информации о состоянии существующих наделов и контроле соблюдения требований земельного законодательства землепользователями. В компетенцию этих органов входит выявление нарушений в данной сфере, устранение их последствий и привлечение виновных лиц к ответственности. Общественный и производственный надзор призваны повысить эффективность работы государственных органов по сохранению одного из главных ресурсов страны.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Правовая и социальная помощь, все о жилищном праве, информация по Госуслугам